hidemy.name

четверг, 28 октября 2010 г.

"В ЖЕЛТОЙ жаркой Африке..."

картинка

Воплощенный кошмар Сесила Родса


Из современников, имеющих стратегические интересы на черном континенте, странное пророчество Родса по достоинству оценил только его добрый знакомый кайзер Вильгельм II, который заказал впечатляющее аллегорическое живописное полотно под названием «Желтая опасность» и разослал копии европейским царствующим домам, а пару лет спустя снарядил военную экспедицию в Китай, напутствовав своих офицеров в исконно немецких традициях: «Пощады не давать. Пленных не брать. Слово «германец» должно ужасать Китай всю следующую тысячу лет!».


картинка


Прошло два поколения и две мировые войны, прежде чем в Африке был реализован первый серьезный китайский проект – в 1956 г. КНР построила железную дорогу в Танзании. Еще через полвека пророчество С. Родса сбылось окончательно – Китай стал главным конкурентом Запада в Африке. Сегодня в 49 африканских государствах создано более 800 предприятий с китайским участием. Только по официальным данным в Африке работают свыше 80 тысяч граждан Китая (по неофициальным – в 4 раза больше) и около 15 тысяч студентов из африканских стран обучаются в китайских ВУЗах. Объем годового двустороннего товарооборота превысил $55 млрд. при темпах роста свыше 30% в год. По импорту сырья из Африки Китай проигрывает только США, и разница быстро сокращается, а по экспорту товаров и услуг в Африку он превзошел США еще в 2003 г., причем номенклатура поставок «закрывает» практически все потребности континента – от дешевого текстиля и бытовой электроники, до горного оборудования, оружия и коммерческого космоса.

Современная стратегия китайской экспансии в Африке имеет три главные составляющие: деидеологизированность, огромные кредиты, значительная доля которых идет на развитие инфраструктуры, непрозрачный экспорт оружия и услуг в области военно-технического сотрудничества.

Если режим обеспечивает доступ к нужным ресурсам на подходящих условиях, его политическое лицо значения не имеет. Такая прагматичная позиция Китая создает новые правила в африканской игре. Требования по совершенствованию политической системы африканских государств, соблюдение прав человека, развитие гражданского общества и демократических институтов, борьба с коррупцией – весь тонкий инструментарий влияния, наработанный западными импортерами африканских минеральных ресурсов за последние три десятилетия, отброшен Китаем как ненужный хлам. Если учесть, что всевозможные варианты «социалистического пути развития» угасли в Африке к моменту ликвидации СССР, то следует признать, что Китай не просто занял свободные ниши, но и лишил западных конкурентов свободы маневра. Позиции авторитарных лидеров ДРК, Конго, Судана, Зимбабве, Анголы стали значительно более устойчивы относительно претензий не только правозащитных организаций, но и Международного валютного фонда, после того, как у них появился столь мощный и малочувствительный к критике партнер.

Инвестиционная политика Китая в Африке достойна восхищения. К 2010 году сумма ежегодных инвестиций должна составить $10 млрд, а объем товарооборота превысить $100 млрд. в год, что даст 25% внешнеторгового оборота Китая в целом. Причем Китай инвестирует не только в майнинговые проекты, но вкладывает огромные средства в инфраструктуру африканских государств. В сентябре 2007 года было достигнуто соглашение о предоставлении Китаем Демократической республике Конго кредита в $5 млрд, из которых $2 млрд должны пойти на развитие майнинговых проектов, а $3 млрд – на строительство автомобильных и железных дорог, 30 больниц, 5000 жилых домов и 2 университетов. Такая щедрость вызывает скептические оценки конкурентов, так, по словам Раймонда У. Копсона, эксперта по африканским делам Информационно – аналитической службы конгресса США: «Вряд ли США захотят соперничать с Пекином в отношении предоставления крупных займов, привязанных к масштабным проектам по развитию инфраструктуры. Это, по сути, одна из разновидностей «помощи с дополнительными условиями»: эксперты в области развития давно признали подобную практику неэффективной». Да, такая практика неэффективна – для любого европейского государства, включая Россию, а также для США и Канады. Но Китай обладает ресурсом, которого нет ни у кого из конкурентов. Быстро создаваемая инфраструктура – это не только и даже не столько средство борьбы за симпатии черных лидеров и преференции в майнинговых проектах, это рабочие места. Но не для африканцев. В Африке нет местных специалистов для стремительно создаваемых десятков новых больниц, школ, железных дорог, телекоммуникационных сетей и университетов. Зато они есть в Китае – сотни тысяч профессионалов, готовых работать в Африке на условиях, на которые не согласится ни европеец, ни американец. Сегодня, по некоторым оценкам, их в Африке около 300 тысяч, когда к 2010 году поток китайских инвестиций возрастет в три с лишним раза – будут миллионы.


картинка


Летом 2006г. «Международная амнистия» опубликовала доклад «China: Sustaining conflict and human rights abuses», в котором анализируется китайская практика экспорта вооружений в ряд африканских государств. Выводы следующие: «Китай стремительно превращается в одного из крупнейших мировых, самых скрытных и безответственных экспортёров оружия. Китайский экспорт вооружений, объём которого превышает 1 миллиард долларов США в год, нередко предполагает обмен оружия на сырьё для быстрорастущей экономики страны. Вместе с тем, данная отрасль торговли покрыта завесой секретности; Пекин не публикует данных о вывозе оружия за границу и в течение последних восьми лет не подаёт сведений в реестр обычных вооружений ООН». Сегодня в Африке нет ни одного конфликта, где бы ни применялось оружие, боеприпасы и военное снаряжение китайского производства, интегральный объем поставок действительно не ясен, но китайский «бизнес цвета хаки» можно наблюдать от Судана до ЮАР и от Анголы до Уганды. Непрозрачность этого бизнеса вполне объяснима, учитывая совершенно нестандартные решения, вроде организации охраны нефтяных объектов в Судане силами 4-х тысяч спецназовцев под видом рабочих, а также использование заключенных на некоторых майнинговых предприятиях. К этому остается добавить, что за последние пять лет численность сотрудников «африканской линии» Главного разведывательного управления Генерального штаба Народно-освободительной армии Китая (ГРУ ГШ НОАК) увеличилась более чем втрое, превысив 10 000 человек – беспрецедентный показатель за всю историю существования этой структуры.

Сегодня главным африканским ресурсом для Китая является нефть. Доля Африки превышает 30% в нефтяном импорте Китая, к 2015 году Пекин ставит задачу увеличить этот показатель до 45%. Весной 2006г. китайская государственная нефтегазовая корпорация CNOOC завершила сделку по приобретению за $2,27 млрд 45% нигерийского месторождения Акпо. Одновременно госкорпорация CNPC расширяет свое присутствие в Нигерии и Судане, а Sinopec — в Анголе и Габоне. Ангола уже получила кредит в $2 млрд, а с Габоном подписано соглашение о кредите в $3 млрд, в этой стране Китай должен получить также 85% крупнейшего в мире месторождения железной руды Belinga.

Добыча алмазов сегодня находится на периферии китайских интересов в Африке. Пока участие китайцев ограничивается разработкой нескольких некрупных аллювиальных месторождений, дилерской деятельностью и участием в зарождающемся африканском гранильном бизнесе. Но есть все основания полагать, что в ближайшие 2-3 года ситуация будет быстро меняться. По данным Генерального секретаря Алмазной Администрации Китая импорт алмазного сырья приблизится в 2007 году к отметке $900 млн, в будущем году достигнет $1,3 млрд, а еще через год — $1,8 млрд. Спрос на бриллианты в 2010 г. в Китае составит $2,5 млрд. Эти данные вполне коррелируют с информацией 2006 – 2007 гг о беспрецедентных китайских кредитах под государственные гарантии тем африканским странам, на территории, которых наиболее вероятны открытия мощных коренных месторождений алмазов: ДРК ($5 млрд), Зимбабве ($2 млрд), Ангола ($2 млрд). Известно, что на территории этих государств китайские фирмы интенсивно ведут геологическую разведку, информация о результатах этих работ весьма тщательно охраняется.

Африканская игра по собственным правилам обеспечила Китаю впечатляющие успехи. Как долго они продлятся? Град упреков прессы, общественных организаций, Международного валютного фонда в «новой колонизации Африки», пренебрежении правами человека, конвенциями по экспорту оружия, в демпинговых кредитах, Пекин пока переживает безболезненно. Но уже обозначаются куда более серьезные процессы. В сентябре 2008 г. начнет функционировать Африканское командование Вооруженных Сил США (AFRICOM), в зону ответственности которого войдет вся Африка, кроме Египта. Такая структура создается впервые и, по мнению военных аналитиков, ее появление вызвано в первую очередь китайской экспансией в Африке. Объяснение же Госдепа звучит, как всегда, обнадеживающе: «открывается возможность более последовательного и четкого подхода к региону. Африка состоит из слабых, порой даже неспособных самостоятельно функционировать стран. Можно надеяться, что, укрепив вооруженные силы африканских стран, повысив их боеспособность, мы поможем им стать активными участниками региональных миротворческих операций".

Что ж, «последний довод королей», часто именуемый в наши дни «миротворческой операцией», уже не раз разрешал экономические противоречия в Африке. Гениям, подобным Сесилу Родсу, дано предугадывать ход Истории. О тактических мероприятиях должен позаботиться кайзер.

Rough&Polished


картинка

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Как сохранить аккумулятор ноутбука в хорошем состоянии на долгие годы?

Какой бы качественной и объемной ни была батарея современных ноутбуков, износ со временем неизбежен.  Правильный уход за аккумулятором ноутб...